О том, как распознать незаурядные способности своего ребенка, рассказывает Христина Белашева, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии Института экспериментальной психологии МГППУ. Она делится поведенческими стратегиями для родителей и напоминает о мерах поддержки одаренных детей.
В Указе Президента Российской Федерации В.В. Путина о национальных целях развития России до 2030 года одной из приоритетных целей является возможность для самореализации и развития талантов, которая должна не только позволить сформировать эффективную систему выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи в системе общего, среднего и высшего образования, но и способствовать прорывным открытиям в науке и различных отраслях экономики, направленных на обеспечение технологического суверенитета Российской Федерации.
В этой связи актуальность в отношении поиска ответов на вопросы, кто такой одаренный ребенок, чем он отличается от своих сверстников и почему его отличительные особенности не обязательное условие его личностной успешности, как никогда высока.
Одаренный ребенок: какой он?
Известно, что одаренный ребенок чаще всего выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Вместе с тем детский возраст как период интенсивного становления личности и развития когнитивной сферы обладает своими особенностями развития у детей с признаками одаренности.
Одаренный ребенок не всегда нуждается в социальном одобрении его достижений, поскольку ведущим в развитии личности такого ребенка являются психологические механизмы саморазвития и проактивная независимая позиция во всех сферах жизнедеятельности.
Такая своеобразная индивидуальная траектория личностного развития зачастую является следствием дисгармоничного развития одаренного ребенка. Например, на фоне высокой эрудированности и интеллекта выше среднестатистической нормы соответствующего возраста может отмечаться социальная незрелость, выраженная инфантильность или на фоне социальной зрелости и развитой системы мировоззрения — отставание от сверстников в физическом развитии.
Подобные дисгармоничные формы поведения у одаренных детей не являются редкостью, что указывает на высокий уровень уязвимости их незаурядных, выдающихся способностей, требующих особой заботы, учета и создания благоприятных условий для их развития, раскрытия внутренних (скрытых) талантов.
Можно сказать, что природа, наделяя ребенка нетипичными, незаурядными способностями, несвойственными для других детей, может, с одной стороны, способствовать системному развитию всей психики ребенка, делая его успешным во всех сферах деятельности и жизнедеятельности, а с другой — способствовать развитию преимущественно определенных способностей наряду с недоразвитием других.
Учитывая указанные выше признаки гармоничного и дисгармоничного развития детей с признаками одаренности, следует придерживаться принципа совместной деятельности и кооперации, позволяющего преодолеть внутренние противоречия, затрудняющие раскрытие скрытых талантов и незаурядных способностей.
Подробнее в источнике: https://xn--80aidamjr3akke.xn--p1ai/articles/odarennye-deti